Лучшие отечественные онлайн игры

Но ведь игры бесплатные, как они зарабатывают?

Модель free-to-play действительно позволяет вам играть абсолютно бесплатно – 90% аудитории Playrix не совершает никаких покупок, а на встроенной в игру рекламе компания зарабатывает около 3% от общего дохода. Основной доход братьям приносят внутриигровые покупки – игроки приобретают всевозможные предметы, ускоряющие развитие и прохождение уровней: «Игрок, допустим, может тратить в месяц по 5–10 долларов, но за два года игры получается не такая уж маленькая сумма Если посмотреть средний чек в США среди платящей аудитории, он составит около 32 долларов в месяц».

Сейчас совокупная аудитория четырех игр студии – 30 миллионов пользователей, годовая выручка составляет 1,2 млрд долларов. При этом в России компания все еще неизвестна: «Если нас сравнивать с IT-компаниями в СНГ, то мы были бы одной из крупнейших — и однозначно самой крупной среди игровых. При этом о нас мало кто в России знает. Игры знают и любят, они в топах, но нас как бренд не знает почти никто. Отчасти потому, что для нас Россия очень небольшой рынок — нам он приносит 2,8% оборота. Самый большой рынок — США, затем Китай и Япония. Для сравнения с Россией: США приносит 40% оборота», – объясняет Дмитрий Бухман.

Fishdom

В феврале 2019 года появилась информация о продаже Playrix китайским игровым компаниям за 3 млрд долларов. Братья опровергли возможность продажи бизнеса. Они планируют достичь уровня гигантов игровой индустрии — Activision Blizzard и Electronic Arts. При этом планов на высокобюджетную игру для ПК и консолей у Playrix нет: «Нам нравится работать на большом и растущем мобильном рынке. Все больше людей играет на мобильных, на этих платформах появляются и хардкорные игры. Мы сами сейчас играем не очень много, нет времени, но если играем, то делаем это на мобильных платформах». При этом Бухманы не отказываются от планов купить стороннюю студию для ПК-проектов.

Gaijin Entertainment (2002)

Gaijin Entertainment находится на слуху, ведь она стала популярной на весь мир благодаря военному симулятору War Thunder (2012). Но это не единственное достижение компании – с 2002 года она регулярно разрабатывает и издает различные игры. В начале пути она занималась игровой адаптацией известных фильмов, таких как «Бумер» (2003), «Параграф 78» (2007), а также выпустила шуточные игры по мотивам «Властелин колец»: «Братва и кольцо» (2006) и «Две сорванные башни» (2009).

«Братва и кольцо» (2006)

Из громких проектов также можно отметить симулятор боевых вертолетов Apache: Air Assault (2010), авиасимулятор Birds of Steel (2012) и приключенческий боевик Blades of Time (2012).

Blades of Time (2012)

С релизом War Thunder подход компании изменился – студия «апнула уровень» и уже сама к разработке игр приступает куда реже, перейдя в статус издателя. Например, творцы из Gaijin издали MMO космосим Star Conflict (2012) и постапокалиптический боевик Crossout (2017), которые, к слову, созданы руками также российских разработчиков из Targem Games.

18 место. Alien Shooter (Sigma Team)

Знаете, многие успешные проекты порождают собой целые жанры. Вы и сами наверняка играли в какой-нибудь клон GTA, диаблоид или метроидванию. Вот и игры с видом сверху, где основной задачей является уничтожение в одиночку бесчисленных толп врагов, во всем мире принято называть клонами Crimsonland. Во всем мире, но только не у нас. Для нас – это клоны Alien Shooter.

На этом месте я обычно описываю что, собственно, происходит в игре. Но тут мне особо то и нечего добавить. Вот тебе увесистый арсенал пушек, пару миллионов хреноморфов поблизости и десять уровней сложности. Хэв фан. И ты его хэвишь как ненормальный. Так уж устроена психика, что краткая доза адреналиновой мясокровищи почему-то приносит нам спокойствие и моральное удовлетворение. Мама, мы все тяжело больны.

Sigma Team нашла идеальную формулу простого и удовлетворяющего геймплея и доила ее как могла. Считайте – Alien Shooter: Revisited, Alien Shooter 2: Reloaded, Alien Shooter 2: Conscription, Zombie Shooter, Zombie Shooter 2 и еще несколько поделок с закосом под tower defence. Чем дальше в лес, тем меньше оригинальности. Клонами своего флагманского проекта разработчики занимаются до сих пор, теперь на мобильных платформах. Но это уже совсем другая история.

Как зарабатывает Playrix

По оценке аналитического сервиса Newzoo, пользовательская аудитория игр Playrix насчитывает более 30 млн ежедневных игроков из различных стран от Китая до США. Годовые продажи компании оцениваются в $1,2 млрд. Таким образом, по выручке Playrix входит в топ-10 разработчиков приложений для iOS и Google Play, как следует из данных ресурса AppAnnie. То есть, российская компания сопоставима по масштабам с такими разработчиками как китайские Tencent и NetEase или американская Activision Blizzard.

По словам Дмитрия, компания получает большую часть выручки от внутриигровых покупок. Разработчики избегают перегружать игры рекламой, поскольку она отвлекает игрока от получения положительного пользовательского опыта. Поступления от рекламы составляют менее 3% от выручки.

К-Д Лаб (1995)

Калининградская студия К-Д ЛАБ занималась проработкой сюрреалистичных игровых вселенных, что не подчиняются земным законам. Первой их крупной игрой стала стратегия «Вангеры» (1998), что за свой оригинальный сюжет и геймплей сорвала массу наград, а также получила положительные отзывы от геймеров.

Решив и дальше покорять эту нишу, К-Д ЛАБ выпускает еще парочку подобных стратегий – это дилогию «Периметр» (2004-2008) и Maelstorm (2007). Примечательно, что действия «Периметра» разворачиваются в той же вселенной, что и «Вангеры».

Периметр 2 (2008)

Также К-Д ЛАБ ответственна за разработку серии забавных мультяшных квестов «Братья Пилоты 3D» (2004-2005). Несмотря на любовь публики и критиков к проектам, компания больше так и не выпускала игр.

Братья Пилоты 3D-2 (2005)

Spark in the Dark

Spark in the Dark — ещё одна надежда отечественного игропрома, на этот раз в жанре Dungeon Crawler. Геймеру предстоит выбрать один из пяти классов и отправиться в мрачное средневековое подземелье, которое каждый раз будет генерироваться заново. Там нас ждут чудовищные твари, смертоносные ловушки и, конечно, богатая добыча.

На скринах и трейлерах игра выглядит приятно, да и боёвка вроде ничего. Авторы обещают глубокую прокачку и проработанный лор с сотнями книг и летописей, что раскроют тайны жуткого подземелья. Spark in the Dark — это дебютная игра Stellar Fish, и разработчики много общаются с аудиторией, собирают обратную связь, да и вообще относятся к проекту, как к любимому детищу. Рассчитываем, что подобный подход позволит появиться ещё одной отличной игре.

Смотреть все скриншоты Spark in the Dark →

Все скриншоты из Spark in the Dark можно посмотреть здесь.

Говорят, мы бяки-буки…

Разработчики из студии Gamos тоже были одними из пионеров, но специализировались в основном на головоломках, среди которых было немало успешных и популярных даже за рубежом. Однако большинству Gamos запомнилась тем, что сделала один из первых русских квестов. Речь об игре «Братья Пилоты: По следам полосатого слона». Приключениями Шефа и Коллеги во второй половине 90-х увлекались, вероятно, все обладатели персональных компьютеров.

За яркий стиль и простенький, но со вкусом выполненный геймплей игру осыпали множеством комплиментов, критикуя разве что малую продолжительность. К сожалению, после сиквела студия Gamos умерла, а дальнейшая судьба серии сложилась далеко не так радужно, как могла бы. Но всё же «Братья пилоты» оставили свой след в истории нашего геймдева, хотя главные специалисты по русским квестам работали всё-таки не в Gamos.

Компания «Бука» была основана в 1993 году и уже через пару лет стала официальным представителем большинства зарубежных игровых издательств, а с 1996-го начала продавать приставки Sega, Nintendo и Sony. Именно «Бука» перевернула рынок лицензионных игр, нанеся серьёзный удар пиратству. В то время лицензионные игры в коробках стоили очень дорого и с пиратскими «джевелами» конкурировать никак не могли. «Бука» же упростила их внешний вид, начав выпускать игровые диски в экономичной упаковке. Цена легальной копии «Петька и Василий Иванович спасают Галактику» вполне соответствовала пиратским стандартам, что мотивировало граждан покупать «лицензию».

В 1996 году «Бука» профинансировала и издала «Русскую рулетку». Игра предлагала нам путешествовать по открытым пространствам на инопланетном корабле и спасать Землю. Сергей Супонев назвал бы проект «леталкой со стрельбой»… и для того времени это была просто шикарная леталка со стрельбой. Графика, геймплей, русский сеттинг — всё это способствовало очень бодрым продажам. «Русская рулетка» разошлась тиражом в 15 000 копий — это достижение лишь годом позднее побьёт «Parkan: Хроники империи».

Совсем скоро, вдохновившись успехом, Бука издаст ещё две игры, что окончательно сформируют понимание о высоком уровне российского геймдева. Речь, конечно же, идёт про «Аллоды» и «Вангеров».

«Аллоды» разработала тогда ещё неизвестная студия Nival, и их дебютный проект получился очень качественной смесью стратегии и RPG с отличным сюжетом, интересным миром и увлекательными механиками. Быть может, игровой процесс казался простым, но при этом боёвка обладала впечатляющей глубиной, а включить компьютер, чтобы пройти один квест, означало обречь себя на бессонную ночь.

Разнообразие классов, множество школ магии, трёхмерный ландшафт и множество других фишек сделали «Аллоды» если не лицом нашего геймдева, то очень важным кирпичиком в фундаменте его успеха. После выйдет ещё немало игр в этой игровой вселенной, и самой популярной станут, конечно же, «Аллоды Онлайн», однако к этой теме мы ещё вернёмся в будущем.

В 1998 году Бука издала не только «Аллоды», но и «Вангеров» — и эта игра обрела не меньший успех. По-хорошему безумные «Вангеры» стали в первую очередь технологическим прорывом, хоть картинка и была довольно вырвиглазной. Транспорт оставлял на поверхностях перманентные следы, игровой движок рисовал убедительные тени в реальном времени, а мир жил своей жизнью, позволяя каждому существу заниматься своими делами, не делая игрока центром вселенной. Жаль, за рубежом эту экстравагантную игру не очень поняли.

В 1998 году Бука закрепит свои игровые успехи, начав культовую серию квестов про «Петьку и Василия Ивановича», а в 1999 издадут не менее культовых «Дальнобойщиков». При этом все игры будут успешно продавать на Западе, а российская игровая индустрия продолжит уверенно ступать в безоблачное будущее полное величия и новых крутых игр.

***

Конец ХХ века стал для российского игропрома действительно триумфальным. Разработчики и издательства один за одним выдавали крутые проекты и наращивали мощь. Игры наконец-то стали хорошо продаваться, а десятки тысяч геймеров играли в наши стратегии, шутеры и симуляторы. Российский геймдев без страха смотрел в будущее, впереди ждали «Корсары», прорывные онлайн-проекты и многое другое. Казалось, ничто не предвещало беды… Но об этом — в следующий раз.

Как вы относитесь к состоянию российской игровой индустрии сегодня?

  • История создания серии «Дальнобойщики». Как новосибирские ученые начали делать игры и чем еще они занимались кроме «Дальнобойщиков»
  • «Петька и Василий Иванович спасают галактику: Перезагрузка» — ностальгируем
  • «Аллоды Онлайн» получат осенью новое обновление

У Playrix офисы по всему СНГ, но штаб-квартиру перенесли в Ирландию

Сейчас в Playrix работает больше 1000 сотрудников. Большинство — программисты из России, Украины и других стран СНГ, многие работают удаленно. «Из-за такого устройства мы называем себя распределенной компанией. То есть не только сотрудники в разных офисах или на удаленке, но и команды тоже состоят из сотрудников в разных городах. Нет такого, что в Петербурге, например, делают Township, а в Вологде — Homescapes. У нас все команды — распределенные. И, по нашим данным, мы сейчас самые крупные в мире из тех, кто работает по этой модели», – рассказывает Игорь.

Несколько лет назад Playrix купила землю и начала строить офис в Вологде, но оказалось, что территория принадлежит правительству города: «Человек, который продал нам ее, этой землей не владел. Она принадлежала и правительству города — и одновременно нам, потому что он как-то так сделал, что нам в государственных органах все документы на землю зарегистрировали». В итоге компания выкупала землю второй раз – уже и у чиновников.

Сейчас головной офис компании расположен в Дублине. Причины – низкий корпоративный налог и лояльное к IT-сфере законодательство: «Можно найти еще ниже, но это уже будет не так надежно и престижно, как в Ирландии. Мы же не первые, кто пришел сюда. Здесь находятся европейские офисы и Facebook, и Google. Дублин — это хаб для IT-бизнеса».

Во многом переезд из России братья связывают с историей с офисом в Вологде и плохим инвестиционным климатом: «К сожалению, Россия вызывает вопросы у потенциальных инвесторов с точки зрения защиты их прав. У них есть мнение, что в России может случиться все что угодно История с офисом тоже сказалась. Было ощущение, что к нам просто могут прийти и что-нибудь приписать. Мы же тогда все по закону делали, а отвечали — как будто обманывали».

Heroes of Might and Magic V

Пятая часть легендарной серии игр Heroes of Might and Magic V была разработана российской компанией Nival. Она представляет собой более доработанную и расширенную версию, отвечающую всем запросам геймеров. Самым главным отличием является трехмерная графика, позволяющая проникнуться атмосферой продукта. Все противники на земле оставляют свои следы, поэтому их возможно отследить и напасть.

Все персонажи относятся к определенной расе, имеют ряд отличительных особенностей. Их необходимо учитывать в самом начале игры при планировании своего дальнейшего развития. Разработчиками российской игры была внедрена система штрафов, влияющая на мораль персонажей или их мировоззрение. Штрафы влияют на развитие героя, его продвижение и прокачку навыков, замедляя ее. Большое значение имеет изучение магии или поиск артефактов. Геймер может присоединиться к темной или светлой стороне.

Playrix (2004)

Братья Игорь и Дмитрий Бухманы начали разрабатывать компьютерные казуальные игры еще в 2001 году, и когда проекты начали приносить ощутимый доход, зародилась компания Playrix.

С 2011 года направление деятельности сменилось на рынок бесплатных мобильных игр. Братья не прогадали, ведь это и принесло им огромную славу и, конечно, деньги – в начале 2019 года они были включены в список долларовых миллиардеров Bloomberg, а сама кампания, по состоянию на 2020 год, насчитывает свыше 200 сотрудников с офисами в крупных городах России.

Gardenscapes (2016)

Fishdom (2008), «Именем Короля» (2010), Township (2013), Gardenscapes (2016), Homescapes (2017) – игры Playrix стали не только популярными на Android и iOS, но и сорвали массу престижных наград. Они простые, с привлекательной графикой и с оригинальными идеями – и тот, кто запустит их, рискует потерять львиную долю свободного времени.

Morteshka

Небольшая инди-студия Мортешка (да, вы правильно прочитали) базируется в Перми, и ее первый проект – атмосферная приключенческая игра The Mooseman – вышел в 2017 году. Собрал он пусть малое количество отзывов, но зато почти все они «очень положительные». Разработчики в своих проектах скрещивают мифы, исторические факты и фольклорные произведения.

The Mooseman (2017)

Следующим релизом Morteshka станет Black Book (2021), что в своей основе имеет сильную и до боли знакомую нам славянскую мифологию. По жанру это смесь карточной РПГ и классических приключений, а центральной фигурой повествования является молодая колдунья. В игре ожидаются отсылки к русским сказкам, но при этом атмосфера у нее далеко не сказочная.

Black Book (2021)

Его звали Nikita

После «Перестройки» Nikita выпустила несколько весьма успешных, но посредственных проектов. Некоторые, вроде «Осады Белого дома» были едко встречены прессой, которая называла игру «кощунственной пляской на костях», ведь всего пару лет назад по Белому дому в Москве действительно стреляли из танков.

К счастью, запомнится разработчик нам не только этим, ведь в 1993 году начала созревать идея, которая в итоге вылилась в первую по-настоящему крупную российскую игру. «Parkan: Хроники империи» предполагала тотальную свободу игрока, длительные космические путешествия, гигантский открытый мир, элементы квеста, стратегии и экшена. В общем, идеи No Man’s Sky жили ещё задолго до Шона Мюррея (Sean Murray).

Здесь можно было летать по космосу, доставлять товары, заниматься пиратством, объявлять клановые войны, исследовать и торговать. При этом после стыковки с другим кораблём, игра практически трансформировалась в экшен-RPG от первого лица. Этот элемент игры часто сравнивали с System Shock. В Parkan вообще слилось множество разнообразных механик, причём все они смотрелись органично. Создавалось ощущение, что игру разрабатывала огромная команда, обладающая серьёзным бюджетом, вот только на деле всё было совсем иначе.

Процесс разработки затянулся на четыре года и тому было множество причин. Действительно талантливых и работоспособных профессионалов в команде явно не хватало. Впрочем, как и финансирования, ведь работа велась на голом энтузиазме, а инвесторами порой выступали жёны разработчиков, подкидывая деньжат на очередную «фичу». Офиса у компании тоже не было, как и интернета в России, поэтому дискеты с проделанной работой возили друг к другу домой. В этих не самых комфортных условиях и родилась одна из величайших отечественных игр того времени.

Релиз состоялся в 1997 году и сразу же собрал восторженные отзывы. Даже устаревшая графика и недоработки не помешали Parkan стать выдающимся проектом. Коробочная версия игры на целых двух CD (невиданный для тех времён размер) разошлась тиражом в 30 000 копий, что стало рекордом для российского рынка. Во многом именно этот успех показал другим компаниям, что делать масштабные творческие проекты на нашем рынке можно — и старания будут вознаграждены.

Nival (1996)

Nival является одной из самых популярных и старейших российских компаний по разработке игр – ее создатель изначально поставил цель перевернуть представления о традиционном геймплее. В 1998 Nival заявила о себе, открыв миру серию Аллоды (РПГ с элементами стратегии). Именно миру, потому что ее известность ушла далеко за пределы нашей страны.

Но это далеко не все – за созданием дилогии «Демиурги» (2001-2003), «Дневной дозор» (2006), «Ночной дозор» (2005), King’s Bounty: Legions (2011) и линейки Prime World (2012-2016) также стоит Nival. Последние, к слову, сорвали массу наград, став одними из лучших отечественных игр на момент релиза.

Prime World (2012)

Одной из самых известных игр компании является Heroes of Might and Magic V (2006), разработанная совместными усилиями с Ubisoft. Да, те самые «Герои», что скрасили детство многих игроков.

Heroes of Might and Magic V (2006)

Интересовалась Nival и военной тематикой – к числу их разработок также относятся трилогия «Блицкриг» (2003-2017) и Silent Storm (2003).

Beholder

Жанр этой игры не так-то просто определить. Стратегия? Симулятор? Выживание? Все в одном! В Beholder от Warm Lamp Games вам придется примерить на себя шкуру управдома в тоталитарном государстве. Необычная роль (и опасная), оттого и столь запоминающаяся.

Вы узнаете историю Карла Штейна. Вместе с семьей он переезжает в доходный дом, где вынужден исполнять роль управляющего. То есть следить за всеми. В тоталитарном государстве каждый гражданин под подозрением, в том числе и вы. Поэтому, чтобы не пропасть самому, Карл вынужден исполнять требования начальства. Ему придется узнавать истории жильцов (они тут с прошлым, характерами), ставить жучки и камеры, обыскивать и шантажировать. Но проявлять ли большое рвение в слежке и доносе или утаивать от государства часть правды — решать вам.

В игре важны детали: государство хорошо платит, а вещи пойманного “вредителя” можно забрать себе, что полезно для семейного бюджета, в тоже время жильцы дома будут относиться к доносчику не самым лучшим образом — у всего свои последствия. В игре несколько концовок — и понять, чем обернутся ваши действия совсем непросто. Мрачный визуальный стиль игры добавляет атмосферности.  

Список российских издателей

Среди издателей в России мы выделили такие компании.

App publisher

Диджитал-агентство занимается продвижением игр. Уже 4 года компания продвигает собственные проекты, заказные. Опыт в разработке относится к важным факторам, влияющим на выбор публикатора: если компаньон испытал на себе тяготы обеих сторон, то договариваться проще.

Qmobi

Качественное агентство с похожим спектром услуг. На счету десяток крупных клиентов за шесть лет работы. Продвижение приложения в App Store, Google Play выполняется по основной стратегии. Используется органический трафик, предлагаются технологические наработки собственного опыта.

Невософт

Достаточно популярный издатель на российском пространстве. Работает с 2002, получил десяток наград и премий за игровые приложения. Занимается компания продвижением мобильных, компьютерных проектов. Издатель действительно хорош, но обращаться нужно с качественным приложением.

Alawar

Дистрибьютор мобильных, компьютерных игр с 1999. Компания расширилась в последние годы, проекты под ее курированием известны в сотне стран. Постоянных партнеров — 30 крупных разработчиков. На счету компании 20 наград мирового уровня.

Pixonic

Сравнительно молодая компания была основана в 2009. Относится к концерну Mail.ru Group с 2016. Темпы развития компании-издателя вызывают уважение: в январе 2020 приложение флагман War Robots переступило отметку в 150 миллионов инсталлов. Компания выступает разработчиком, публикатором мобильных проектов.

Activision Blizzard (NASDAQ:ATVI)

Одна из крупнейших и популярнейших компаний игрового сектора. Получилась благодаря слиянию Vivendi Games и Activision. Помимо новых тайтлов, компанию обеспечивают такие франшизы, как Call of Duty, StarCraft, Hearthstone и Overwatch. Многие из этих игр представлены в киберспортивных дисциплинах. Успешно построенная система внутриигровых и подписочных покупок позволяет Activision Blizzard получать стабильные денежные потоки. В 2020 году выручка установила свой максимум в $7,6 млрд, увеличившись с 2015 года на 64%. Прибыль не показывает такой стабильный рост, однако за 20-й год, опять же, рекордная — $2,2 млрд. Вдобавок компания платит символические дивиденды.

S.T.A.L.K.E.R.: Тень Чернобыля

Игра S.T.A.L.K.E.R.: Тень Чернобыля завоевала большую популярность не только на территории СНГ, но и в других странах. Большое количество геймеров захотели изучить загадочную зону Отчуждения, познать все ее тайны и сражаться с мутантами. Открытый мир позволяет исследовать заброшенные здания и сооружения, близко подобраться к реактору в одиночестве или с компанией союзников. По мере прохождения будут встречаться разнообразные артефакты. Их необходимо собирать и коллекционировать в своем багаже.

В игре разработчики внедрили систему ситуаций, происходящих от того или иного выбора главного героя. Остальные персонажи реагируют на них, дают свою оценку и принимают решения. Агрессивные мутанты нападают в любой момент, поэтому всегда следует держать оружие близко и дать отпор. Необходимо отправляться на поиски пропитания и медикаментов.

Российские ИТ-миллиардеры

Согласно данным Forbes за 2018 г., в список российских миллиардеров, чей бизнес имеет отношение к ИТ или интернету, входят основатель и основной акционер USM Holdings Алишер Усманов с состоянием $12,5 млрд, депутат Госдумы Андрей Скоч с состоянием $4,9 млрд, основатель Telegram Павел Дуров с состоянием $1,7 млрд, инвестор Андрей Андреев с состоянием $1,5 млрд, генеральный директор Yandex N. V. Аркадий Волож с состоянием $1,5 млрд, Евгений Касперский с состоянием $1,4 млрд и инвестор Леонид Богуславский с состоянием $1,3 млрд. Состояние всех остальных предпринимателей не достигает $1 млрд.

ASUS

ASUS – одна из крупнейших корпораций по производству компьютерной техники. От материнских плат и клавиатур до мониторов и ноутбуков – продукция ASUS представлена практически во всех категориях.

Это позволяет производителю использовать свои комплектующие в готовых сборках, что устраняет возможные проблемы с совместимостью и обеспечивает высокое качество ПК. Игровые компьютеры представлены в сериях ROG и ROG Strix: первая предполагает ультимативную мощь, вторая же содержит широкий спектр устройств, от бюджетных до топовых конфигураций. Кроме того, ASUS выпускает компьютеры для повседневных задач и бизнеса.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector